Мозг
корректирует память с помощью электрических ритмов: если мы что-то
заучили неправильно, специальный тип волн поможет избавиться от ложной
информации.
Почему
один тип ритмов сменяет другой, что за механизм связывает такой замену с
правильной или неправильной памятью, исследователям ещё предстоит
выяснить.
nkj.ru|Автор: Редакция журнала Наука и жизнь
Как ритмы мозга управляют обучением
Мозг корректирует память с
помощью электрических ритмов: если мы что-то заучили неправильно,
специальный тип волн поможет избавиться от ложной информации.
Известно, что активность нейронов мозга складывается в волны или ритмы,
которые можно увидеть на электроэнцефалограмме: альфа-ритм, бета-ритм,
гамма-ритм и другие. Ритмы сменяют друг друга в зависимости от того, чем
именно в данный момент занимается человек. Например, альфа-волны
появляются во время отдыха, когда мы ничем не заняты, но и не спим;
дельта-волны соответствуют глубокому сну без сновидений; если же
внимание сконцентрировано на какой-то задаче, то это видно по быстрым
тета- и гамма-ритмам. Более того, разные области мозга могут
генерировать различные волны, потому что выполняют разные задачи.
Наблюдая за динамикой ритмов, можно много сказать о том, как
«департаменты» мозга общаются друг с другом и как распределяются
обязанности при решении когнитивных задач, связанных с памятью,
вниманием и т. д.
В статье, опубликованной в Nature Neuroscience, Эрл Миллер (Earl Miller) и Скотт Бринкэт (Scott Brincat) из Массачусетского технологического института описывают, какие изменения в волновой активности мозга сопровождают запоминание и обучение. Исследователей интересовала не память вообще, а та её форма, которую называют эксплицитной: она отвечает, например, за связь между объектами, событиями и т. д. Мы связываем внешность человека с его именем, а некое событие с местом, где оно произошло, как раз благодаря эксплицитной памяти. Формируется она при активных сознательных усилиях со стороны индивидуума, и есть она не только у человека, но и у животных.
В эксперименте обезьянам показывали пары картинок, так что между некоторыми изображениями должны были установиться прочные связи. Обезьяны учились методом проб и ошибок: им снова и снова показывали картинки, а они должны были предположить, связаны они между собой или нет. Если животное правильно угадывало, что изображённые предметы связаны друг с другом, ему давали угощение. Одновременно исследователи регистрировали активность гиппокампа и префронтальной коры – двух зон мозга, играющих ключевую роль в обучении. Оказалось, что частота волн в них менялась в зависимости от того, правильный или неправильный ответ давала обезьяна. Если результат соответствовал ожиданию, то появлялся бета-ритм с частотой 9-16 Гц. Если же ответ был неправильный, то частота падала до 2-6 Гц, что соответствовало тета-ритму.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/25930/ (Наука и жизнь, Как ритмы мозга управляют обучением)
Как ритмы мозга управляют обучением
Мозг корректирует память с
помощью электрических ритмов: если мы что-то заучили неправильно,
специальный тип волн поможет избавиться от ложной информации.
Известно, что активность нейронов мозга складывается в волны или ритмы,
которые можно увидеть на электроэнцефалограмме: альфа-ритм, бета-ритм,
гамма-ритм и другие. Ритмы сменяют друг друга в зависимости от того, чем
именно в данный момент занимается человек. Например, альфа-волны
появляются во время отдыха, когда мы ничем не заняты, но и не спим;
дельта-волны соответствуют глубокому сну без сновидений; если же
внимание сконцентрировано на какой-то задаче, то это видно по быстрым
тета- и гамма-ритмам. Более того, разные области мозга могут
генерировать различные волны, потому что выполняют разные задачи.
Наблюдая за динамикой ритмов, можно много сказать о том, как
«департаменты» мозга общаются друг с другом и как распределяются
обязанности при решении когнитивных задач, связанных с памятью,
вниманием и т. д.
В статье, опубликованной в Nature Neuroscience, Эрл Миллер (Earl Miller) и Скотт Бринкэт (Scott Brincat) из Массачусетского технологического института описывают, какие изменения в волновой активности мозга сопровождают запоминание и обучение. Исследователей интересовала не память вообще, а та её форма, которую называют эксплицитной: она отвечает, например, за связь между объектами, событиями и т. д. Мы связываем внешность человека с его именем, а некое событие с местом, где оно произошло, как раз благодаря эксплицитной памяти. Формируется она при активных сознательных усилиях со стороны индивидуума, и есть она не только у человека, но и у животных.
В эксперименте обезьянам показывали пары картинок, так что между некоторыми изображениями должны были установиться прочные связи. Обезьяны учились методом проб и ошибок: им снова и снова показывали картинки, а они должны были предположить, связаны они между собой или нет. Если животное правильно угадывало, что изображённые предметы связаны друг с другом, ему давали угощение. Одновременно исследователи регистрировали активность гиппокампа и префронтальной коры – двух зон мозга, играющих ключевую роль в обучении. Оказалось, что частота волн в них менялась в зависимости от того, правильный или неправильный ответ давала обезьяна. Если результат соответствовал ожиданию, то появлялся бета-ритм с частотой 9-16 Гц. Если же ответ был неправильный, то частота падала до 2-6 Гц, что соответствовало тета-ритму.
Любимый журнал «Наука и жизнь» — отличный подарок для любого возраста! Оформите подписку на сайте прямо сейчас
Это не первая работа, посвящённая взаимосвязи волн мозга и памяти. Так, в прошлом году нобелевский лауреат Судзуми Тонегава опубликовал вместе с коллегами статью, в которой шла речь о похожих вещах – как мозг корректирует память, если видит неверный результат. Те эксперименты ставили на мышах, и в фокусе внимания были гиппокамп и энторинальная кора (ещё один известный центр памяти). Тогда нейробиологи обнаружили, что сигналом к исправлению информации служат гамма-ритмы, синхронизирующие работу двух зон мозга.
Разумеется, процесс запоминания слишком сложен, чтобы его можно было свести просто к чередованию нескольких типов волн. По изменениям в электрических ритмах мы можем судить о поведении достаточно крупных ансамблей клеток и целых участков мозга в тот момент, когда индивидууму нужно запомнить какую-то новую информацию. Почему один тип ритмов сменяет другой, что за механизм связывает такой замену с правильной или неправильной памятью, исследователям ещё предстоит выяснить. Хотя не исключено, что в будущем у нас появятся стимуляторы памяти, которые будут помогать мозгу переключаться на нужный ритм, когда нам потребуется что-нибудь запомнить.
Источник: nkj.ru
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/25930/ (Наука и жизнь, Как ритмы мозга управляют обучением)
Комментариев нет:
Отправить комментарий