НеТупые: впечатления россиянина, который поучился в самой обычной американской школе.
После года высшей математики в американской сельской школе я экстерном
закончил одиннадцатый класс в своем физико-математическом лицее в России
и сдал вступительный экзамен по математике в МГУ. Без каких-либо
дополнительных занятий.
НеТупые: впечатления россиянина, который поучился в самой обычной американской школе
16237
Фото depositphotos.com
Кажется,
что мы знаем об американских школьниках очень много. Про них сняты
сотни фильмов, они постоянно мелькают в новостях и становятся героями
анекдотов. При этом отследить грань, где реальный подросток превращается
в сатирическую карикатуру, почти невозможно. В американской школе
узаконенная дедовщина может сочетаться с невероятным патриотизмом,
а строгий дресс-код — с удивительной академической свободой. Илья
Клишин, проучившийся год в американской школе, помогает отделить мифы
от реальности.
Всякий, кто смотрел телевизор в девяностые годы прошлого века, помнит
коронную фразу сатирика Михаила Задорнова «Ну тупы-ы-ы-е!»
с обязательно тянущимся «ы». Наверное, это был такой веймарский синдром
в легкой форме, задолго до продуктового эмбарго и жестикуляции Дмитрия
Киселева. Да, мол, мы проиграли холодную войну, да, не платят зарплату
и стреляют на улицах, но зато мы умные, а они тупые. Мы самые читающие,
а еще у нас песни самые душевные и девушки самые красивые. Да и теперь
время от времени по соцсетям расходится какое-нибудь исследование в духе
«каждый второй американский школьник не может показать Америку
на карте». Мне повезло поучиться в американской школе, и я могу сказать,
что это не совсем так. Впрочем, все по порядку.
Когда
я закончил десятый класс. Меня пригласили по программе FSA FLEX («Акт
в поддержку свободы: обмен будущими лидерами»). В прошлом году в России
эту программу приостановили.
Я попал
в самую глубинку штата Луизиана. В городок ровно на полпути между
Хьюстоном и Новым Орлеаном. В нем жило всего две тысячи человек. То есть
по нашим меркам это даже не школа в райцентре, а самая обычная
сельская. Для начала, школы там было три. Начальная (до пятого класса)
была совмещена с детским садом и находилась в отдельном здании,
а средняя школа (с пятого по восьмой класс) была своего рода пристройкой
к зданию старшей школы (с девятого по двенадцатый классы). То есть это
были две соседних постройки с общей столовой и стадионом.
По решению властей графства (так там называют районы штата) в школе была униформа. Синий верх, бежевый низ
Сделано это было, как мне объяснили, чтобы избежать имущественного
неравенства: бедные выглядят точно так же, как богатые. Купив нужные
вещи, я поступил в одиннадцатый, то есть предпоследний класс. Стал
«джуниором». В последний класс меня не пустили, так как довольно разумно
рассудили, что было бы нечестно давать мне школьный диплом всего лишь
за год обучения.
Вообще надо сказать, что
двенадцатиклассники (seniors) там — люди привилегированные. Это что-то
вроде дембелей в нашей армии. Скажем, они совершенно легально проходят
в столовую на большой перемене без очереди. Это такая школьная традиция.
С «синьорами» у меня был, кстати, класс высшей математики. Здесь,
наверное, снова нужно некоторое отступление.
Перед началом учебного года мне предложили самому составить себе
расписание, чем здорово меня удивили. Суть в том, что учебные дисциплины
делятся на несколько категорий. Гуманитарные науки, математика, точные
науки, язык и литература и так далее. В каждой сфере за время старших
классов (high school) надо набрать какое-то количество кредитов.
«Кредиты» (ударение на первый слог) — это что-то вроде баллов. Ты должен
собрать 10 баллов в точных науках; можешь взять две базовых математики
по 5 баллов каждая в 9 и 10 классах, а можешь брать каждый год
продвинутую математику и в итоге у тебя будет 30 баллов. Больше
не запрещается, меньше 10 нельзя — диплом не дадут. Расскажу немного
о том, что было со мной потом, просто чтобы проиллюстрировать качество
обучения.
После
года высшей математики в американской сельской школе я экстерном
закончил одиннадцатый класс в своем физико-математическом лицее в России
и сдал вступительный экзамен по математике в МГУ. Без каких-либо
дополнительных занятий
Но еще раз подчеркну: там система строится на инициативе. Никто вас
не заставляет брать этот предмет, если вы не хотите. Система исходит
из того, что к 14-15 годам подросток уже примерно понимает свои интересы
и может сам определить, в какую сторону развиваться и что готовить
к колледжу.
Справедливости ради надо заметить, что американские школьники этого
возраста не в пример взрослее своих российских сверстников не только
в смысле учебы. Они почти все начинают водить в 15 лет (получают
«разрешение», а потом в 16 права) и тут же ищут какую-то работу.
Не работать и просить деньги у родителей в этом возрасте считается странным
Таким образом, нет привычной для нас системы: девятый, десятый,
одиннадцатый и двенадцатый классы со своими программами. Как я уже
говорил, на математике я был единственный «джуниор» среди «синьоров»,
а вот уже на географии меня, напротив, сплошь окружали «фрешмэны» (так
называют учеников 9 класса). И это совершенно никого не смущает.
Вообще учеба там очень индивидуальная. Это проявляется даже в таких
мелочах, как результаты контрольной. В России многие учителя любят
демонстративно говорить о двойках и колах отстающих учеников.
В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою
отметку (как сейчас у нас стали делать в бухгалтериях с зарплатами
и премиями). И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель
успеваемости. Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий
скрывать свою успеваемость.
Еще в Америке вообще нет культуры списывания в нашем понимании.
Не переписывают друг у друга домашние задания, не списывают на тестах.
У всех есть однозначное осознание того, что учеба — это если и не соревнование, то такой забег в одиночку, что ли
При этом совсем другой коллективистский момент — идентичность школы,
которая проявляется в разных научных, музыкальных и спортивных
соревнованиях. Победитель такого конкурса становится героем не только
официального утреннего объявления по громкой связи, но и коридоров.
За школьную команду по американскому футболу, за «Бульдогов»,
приезжает болеть абсолютно весь город. Это просто главное событие для
местных жителей. За год до моего приезда школьная команда заняла первое
место в чемпионате штата. В их честь отлили кубок, а футболки с именами
игроков чемпионского состава можно было купить в любом из трех магазинов
городка. Контраст со школьным спортом в России, как вы понимаете,
разительный, насколько это только возможно.
Так все же, умнее они или глупее российских школьников? Пожалуй, они
собраннее и сосредоточеннее. Взрослее, как я уже говорил. Да, может,
их не натаскивают у репетиторов, но они знают, чего хотят. И они
трудятся, чтобы этого достичь. Едут после учебы на ферму или
в забегаловку работать, чтобы накопить денег на обучение в колледже.
Возможно, именно это уважение к труду и к самому себе и позволяет
Америке быть великой державой. Илья Клишин, mel.fm
Комментариев нет:
Отправить комментарий