https://newtonew.com/discussions/motivation-in-blended-learning
Кризисы мотивации и смешанное обучение
Как сочетать преимущества формальной системы обучения и онлайн-технологий, чтобы вернуть мотивацию в наши классные комнаты.
Формальное обучение переживает кризис
мотивации. Интернет и новые технологии сделали знания доступными, но не
спасли учеников от апатии и потерянности в информационных джунглях.
Смогут ли передовые образовательные модели — такие как смешанное обучение — соответствовать современному миру, где внутренняя мотивация определяет всё, и сделать учеников активными создателями собственной жизни?
Эта статья — часть совместного проекта Московского международного салона образования и Newtonew, посвящённого наиболее актуальным проблемам современного образования. В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. Тема этого года — «Новая архитектура образования». Первый день работы ММСО будет посвящён обсуждению современных навыков, которые должны формироваться в школе, детском саду, вузах и в сфере дополнительного образования — какие они, как их оценивать и как конструировать новые учебные программы. Мы же перед открытием Салона публикуем серию материалов по мотивам тем Салона — чтобы вы были в курсе проблем и их решений.
Мы не знаем, чему нужно учить детей. Мы плохо представляем, как наши знания пригодятся им в будущем. Что же удивительного в том, что они воспринимают параграф из учебника или очередную теорию, преподнесённую на уроке, как тарелку супа, которую нужно проглотить, чтобы успокоить маму и заняться чем-то более интересным?
Даже те учителя, которые действительно стараются делать свою работу как можно лучше, жалуются на то, что у детей вечно не хватает мотивации.
Но
её отсутствие ничего не объясняет, а само нуждается в объяснении. Может
быть, причина в том, что дети не понимают, зачем нужны те знания,
которые мы им преподносим?
Это отчасти объясняет, почему в университете внешние стимулы работают эффективнее, чем в школе. Студенты, в отличие от школьников, относятся к учёбе почти как к работе: может быть, не очень приятной, но необходимой части жизни.
Мотивация, как известно,
бывает внешней и внутренней.
Но на самом деле второй тип без первого не формируется: внутренняя
потребность может появиться только благодаря внешним воздействиям.
Вопрос в том, насколько «своей» эта потребность становится. Это зависит
как от личности ученика, так и от способа обучения.
Ученик-«солдат» принимает свои обязанности как что-то, от чего можно относительно легко избавиться — как поменять военную форму на гражданскую. Если же интерес к знаниям — часть твоей личности, отказаться от него уже гораздо сложнее.
Разговор о мотивации связан с нашими представлениями о том, какой должна быть «нормальная» система образования. Вот первое из таких представлений:
Допущение №1
Традиционная система обучения была приспособлена для учеников-«солдат» — а именно они меньше всего мотивированы учиться. Люди — это существа, которые чувствуют настоящий интерес, только если контролируют свои действия.
Внешние
стимулы действуют только в том случае, когда есть чёткие правила; когда
от ученика требуется самостоятельность и определённые умственные
усилия, они перестают работать или дают отрицательный эффект.
Это наглядно показал эксперимент Дана Ариэли, экономиста из MIT. Он и его трое коллег дали группе студентов несколько игр с разными заданиями. В каких-то играх требовалось воображение, каких-то — быстрая реакция или сосредоточенность. Студенты знали, что по итогам они могут получить вознаграждение одного из трёх видов — малое, среднее или крупное.
Но энтузиазм довольно быстро стал утихать. Согласно исследованию Пенсильванского университета, проведённому в 2013 году, из всех зарегистрированных пользователей на ресурсе Coursera от 27 до 68% просмотрели хотя бы одну лекцию и всего от 2 до 14% прошли больше половины курса или весь курс.
Допущение №2
В этом главная проблема всех моделей онлайн-обучения: люди — социальные существа, и для полноценного взаимодействия им нужно (хотя бы иногда) общаться лицом к лицу.
Кроме
того, чтобы пользоваться онлайн-источниками, ученики сначала должны
научиться ориентироваться в информационном пространстве, отличать нужное
и достоверное от вредного и сомнительного. Все эти критерии каждый
вырабатывает для себя сам, но кто-то должен сначала направить нас в
нужную сторону. И учитель может быть единственным человеком, способным
это сделать.
Значит, без учителя и традиционных классных занятий нам всё равно не обойтись. Но их роль, видимо, должна принципиально измениться.
В основе этой модели — 4 базовых принципа:
Допущение №3
Чтобы быть эффективной, модель смешанного обучения научить, как мотивировать самих себя. Пожалуй, это нужно сделать самой базовой частью системы образования, иначе всё остальное просто не будет работать.
Вот какие советы для поддержания внутренней мотивации учеников даёт преподавателям Йен Гилберт в своей книге
«Essential Motivation in the Classroom»:
Постановка целей, самостоятельное определение приоритетов — вот в чём основа правильной мотивации и системы образования, которая готова приблизиться к реальному миру и его потребностям. Без этого самые передовые технологии станут только напрасной тратой времени.
Смогут ли передовые образовательные модели — такие как смешанное обучение — соответствовать современному миру, где внутренняя мотивация определяет всё, и сделать учеников активными создателями собственной жизни?
Эта статья — часть совместного проекта Московского международного салона образования и Newtonew, посвящённого наиболее актуальным проблемам современного образования. В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. Тема этого года — «Новая архитектура образования». Первый день работы ММСО будет посвящён обсуждению современных навыков, которые должны формироваться в школе, детском саду, вузах и в сфере дополнительного образования — какие они, как их оценивать и как конструировать новые учебные программы. Мы же перед открытием Салона публикуем серию материалов по мотивам тем Салона — чтобы вы были в курсе проблем и их решений.
Мы не знаем, чему нужно учить детей. Мы плохо представляем, как наши знания пригодятся им в будущем. Что же удивительного в том, что они воспринимают параграф из учебника или очередную теорию, преподнесённую на уроке, как тарелку супа, которую нужно проглотить, чтобы успокоить маму и заняться чем-то более интересным?
Даже те учителя, которые действительно стараются делать свою работу как можно лучше, жалуются на то, что у детей вечно не хватает мотивации.
Источник: tes.com
Рациональные
обоснования «полезности» знаний тут не срабатывают: тщетно объяснять,
что в супе есть аминокислоты, нужные для здоровья — все эти умные слова
ребенок пропустит мимо ушей.
Вернее, мимо мозга: та его часть,
что ответственна за планирование (моделирование ситуаций «что,
если...»), оценку последствий и взвешенное принятие решений —
префронтальная кора — полностью разовьётся у него только где-то ко
времени окончания университета. А до этого намного важнее будет
внутренний интерес и эмоциональная вовлечённость.Это отчасти объясняет, почему в университете внешние стимулы работают эффективнее, чем в школе. Студенты, в отличие от школьников, относятся к учёбе почти как к работе: может быть, не очень приятной, но необходимой части жизни.
Источник: kellscraft.com
Ученик-«солдат» принимает свои обязанности как что-то, от чего можно относительно легко избавиться — как поменять военную форму на гражданскую. Если же интерес к знаниям — часть твоей личности, отказаться от него уже гораздо сложнее.
Разговор о мотивации связан с нашими представлениями о том, какой должна быть «нормальная» система образования. Вот первое из таких представлений:
Допущение №1
Эта система, сформировавшаяся в индустриальную эпоху, уже давно «не в ладах» с современностью. Сегодня недостаточно обладать определённым набором знаний и компетенций — нужно уметь учиться, находить нужную информацию и использовать её в своих целях. Источников знаний теперь множество: школа и институт — только некоторые из них, даже не самые важные.Получить образование — значит получить квалификацию или официальное подтверждение своих навыков в системе формального обучения.
Традиционная система обучения была приспособлена для учеников-«солдат» — а именно они меньше всего мотивированы учиться. Люди — это существа, которые чувствуют настоящий интерес, только если контролируют свои действия.
Источник: tessellationsblog.com
Это наглядно показал эксперимент Дана Ариэли, экономиста из MIT. Он и его трое коллег дали группе студентов несколько игр с разными заданиями. В каких-то играх требовалось воображение, каких-то — быстрая реакция или сосредоточенность. Студенты знали, что по итогам они могут получить вознаграждение одного из трёх видов — малое, среднее или крупное.
Если
от студентов требовались только механические усилия, премии имели
ожидаемый эффект: чем сумма выше, тем лучших результатов достигали
студенты. Но как только задание требовало хотя бы элементарного
умственного труда, более крупная премия вела к понижению продуктивности.
Впрочем,
традиционные образовательные модели признают важность внутренней
мотивации и постепенно меняются: деятельностный подход и
самостоятельность учеников как участников образовательного процесса
официально провозглашены на уровне ФГОС.
Традиционную классно-урочную систему нельзя отвергать полностью: многие
образовательные практики по-прежнему работают, нужно только
приспособить их к новым реалиям.Как интернет изменил всё и не поменял ничего
Интернет – ключевая черта новой эпохи, в которой мы оказались. Информация теперь доступна где и когда угодно. Возьмем для примера массовые онлайн-курсы (MOOC), которые вызвали столько энтузиазма несколько лет назад. Их часто читают лучшие преподаватели и разрабатывают самые престижные университеты, а прослушать их каждый может бесплатно и в удобное для него время.Но энтузиазм довольно быстро стал утихать. Согласно исследованию Пенсильванского университета, проведённому в 2013 году, из всех зарегистрированных пользователей на ресурсе Coursera от 27 до 68% просмотрели хотя бы одну лекцию и всего от 2 до 14% прошли больше половины курса или весь курс.
Допущение №2
Информация не вызывает интерес сама по себе: доступность и высокое качество образовательного контента не решают проблем с мотивацией.Сделайте образование доступным для всех, преподнесите знания в увлекательной форме, и тогда мотивация студентов возрастет, а мир вокруг изменится к лучшему.
В этом главная проблема всех моделей онлайн-обучения: люди — социальные существа, и для полноценного взаимодействия им нужно (хотя бы иногда) общаться лицом к лицу.
Источник: imgur.com
Значит, без учителя и традиционных классных занятий нам всё равно не обойтись. Но их роль, видимо, должна принципиально измениться.
Всё хорошее (против всего плохого)
Смешанное обучение — образовательная модель, которая часто обсуждается в последние годы — сочетает в себе преимущества формальной системы и онлайн-обучения. Кажется, именно в ней можно найти разумное сочетание внешнего воздействия и личной инициативы без перекоса в ту или другую сторону.В основе этой модели — 4 базовых принципа:
- Персонализация: ученик сам выбирает (по крайней мере отчасти) где, как и чему он будет учиться;
- Обучение, основанное на мастерстве: до перехода к новому материалу дети полностью овладеют нужными для этого знаниями;
- Среда высоких достижений: у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели;
- Личная ответственность: дети понимают, что они сами отвечают за выбор способа обучения и полученные результаты.
Сочетание личного контакта с онлайн-технологиями и самостоятельностью ученика должно стать искрой для мотивации. Возможность самоопределения служит первоначальным стимулом, учитель в роли наставника направляет внимание в нужную сторону и предоставляет инструменты, необходимые для самостоятельной работы, а электронный доступ к информации обеспечивает огромным массивом данных, которые можно использовать в обучении.Даже самая минимальная реализация смешанного обучения поддерживает мотивацию за счет: 1) наличия свободы в онлайн-среде (возможность реализации собственных интересов, и как следствие — самоактуализация, развитие личной ответственности за учебные результаты); 2) групповой работы над практико-ориентированными задачами (что почти отсутствует в традиционной учебной системе).
Допущение №3
Но у многих преподавателей эта концепция вызывает скепсис. Кажется, что модель смешанного обучения подходит для учеников-«курсантов» и «партизанов», которые сами могут понять, чего они хотят от учёбы. Только вот далеко не все на это способны — даже в более позднем возрасте.Предоставьте ученикам возможность самостоятельно определять траекторию, сроки и цели обучения, дайте им все необходимое и не стесняйтесь использовать онлайн-ресурсы — тогда образование станет гораздо более эффективным.
Для успешной учёбы необязательно понимать, чему ты хочешь посвятить свою жизнь: достаточно знать хотя бы направление, в котором ты хочешь двигаться, ставить перед собой краткосрочные цели и следить за их выполнением.…уверен, что если я размещу часть своего курса онлайн, ученики просто пропустят её или пробегутся по верхам. Онлайн-обучение не воспринимаётся так серьёзно, как настоящие классные занятия.
Идея о самостоятельном назначении сроков тоже вызывает у меня сомнение. Есть учебная программа: к такому-то сроку дети должны освоить такой-то объём знаний. Могут быть вариации внутри самой программы, но если ученик сражается с концепциями из второй недели курса, в то время как большая часть класса находится уже на десятой, то здесь явно что-то пошло не так.
Чтобы быть эффективной, модель смешанного обучения научить, как мотивировать самих себя. Пожалуй, это нужно сделать самой базовой частью системы образования, иначе всё остальное просто не будет работать.
Источник: martinroemer.wordpress.com
- Определите смысл и назначение того, что вы преподаёте.
- Сделайте постановку и выполнение задач основной моделью ваших занятий.
- Помогите ученикам самостоятельно ставить перед собой цели, соответствующие их интересам.
- Поощряйте высокие стандарты и культивируйте позитивные ожидания.
- Поздравляйте учеников с их собственным успехом, а не награждайте за выполнение заданий.
Создатели новых образовательных моделей должны учитывать важность внутренней мотивации для успешного обучения. Бесполезно передавать инициативу в руки учеников, если они не сумеют ей воспользоваться.Практическому применению смешанного обучения препятствует не только отсутствие подходящих учебных онлайн-сред, но и неготовность многих учителей перейти от трансляции и контроля к сотрудничеству, тьюторству и поддержке самостоятельной деятельности учащихся, а также к организации работы в малых группах над практико-ориентированными проектами.
Постановка целей, самостоятельное определение приоритетов — вот в чём основа правильной мотивации и системы образования, которая готова приблизиться к реальному миру и его потребностям. Без этого самые передовые технологии станут только напрасной тратой времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
15 марта 2016, 15:00
Комментарии 33
Сегодня данную фактологическую информацию человек может получить практически мгновенно в любом месте своего нахождения (смартфон мобильный интернет) и не просто получить доступ к нужному учебнику, а при помощи поискового запроса получить сразу же нужную формулу, дату. имя, описание события или явления и т.д.
Поэтому запоминание простой фактологической информации сегодня вызывает сильное внутреннее отторжение как пустая и ненужная трата времени.
А вот то, что невозможно получить из интернета простым поисковым запросом так это понимание физики и химии процесса, взаимосвязь явлений, и самое главное НАВЫКИ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ не для абстрактных случаев, а для того что нужно в реальной жизни данного человека, а на это система образования ориентирована как к явлению вторичного плана - сначала запомни и зазубри, а разбираться как оно работает и для чего оно нужно конкретно в твоей жизни потом будем... если вообще будем, а не "вот придет время и сам поймешь зачем оно надо".
Сегодня практически не возможно да и не нужно промотивировать учащегося на простое запоминание фактажа - учащемуся это не нужно и не интересно (интернет под рукой для этого есть).
Учащегося прежде всего интересует, а что ему с этим делать в реальной жизни, зачем ему будет нужно все это. Его может заинтересовать не зазубривание фактажа, а навыки использования в жизни, понимание процессов которые протекают при данном явлении и событии, чтобы на основании понимания данных процессов он смог предсказать или предположить, т. е ответить на вопрос "что будет если?" и "а как сделать чтобы было так?.
А вот на это академическая система образования и не ориентирована.
Как дополнение-пример.
Подумайте над практически всенародно известным фактом "бития шведов под Полтавой": многие ли из тех учащихся, кто сможет назвать дату данного "бития" смогут пояснить "а какого лешего по пути из Швеции на Питер и Москву этих шведов занесло под Полтаву? Что они там делали? Они же не с украинскими казаками шли воевать, а с войсками Петра-І. Почему именно таким маршрутом они шли? Это ведь далеко не самый короткий путь. :-)
Да и что такое чистое знание сегодня? Сегодня это новость в науке и технике, а уже через год-два это уступает дорогу новому. Знания устаревают мгновенно - нужны не чистые знания, а базовые навыки решения задач по профессии с постоянным освоением новых.
Расписался я что то сегодня :-)
Я вот представить не могу, кто по доброй воле выберет вышивание крестиком или футбол - вне зависимости от пола :)
На этом уроке я тупо списывал решения у соседей. Когда в МГУ у нас было программирование, я взял "простыню" из принтера с решением задачи в другой группе и пошел сдавать зачет. Ищенко посмотрел на мою задачу, на "простыню" и говорит - у вас же должен получиться положительный ответ, а тут отрицательный. Я - ой, сейчас всё будет - вышел в коридор, стер "минус" бритвой и пошел сдавать обратно. - Оо, это другое дело, зачёт!
Мне даже в МГУ в голову не приходило, что я буду программистом через каких-то пару лет. А вы про школьников ))))
Думаю, что если бы не этот факультатив, я бы вообще в сторону программирования не смотрел в будущем, ни за какие деньги. А вот какой предмет был действительно необходим мне в будущем - это вексельное право и китайский язык. Но в школе-то я хотел стать танкистом :(
http://www.aif.ru/health/children/23836
Вот немцы знали, чем нужно учить детей. В 1941 году в оккупированном Ржеве открыли 2 гимназии и преподавали детям алгебру, геометрию, географию, закон божий, немецкий язык, физику, историю. Цель открытия школ была - "борьба с безнадзорностью детей, приучение их к порядку и дисциплине". Чтобы не болтались без дела.
Не упомянута незначительная деталь - студенты уже сами проявили инициативу и выбрали профильный институт, и даже иногда платят за обучение. А школьников справедливо никто не спрашивает, хотят ли они учиться в школе. 99% - не хотят. А надо. Надо!
Для школьников - должны быть обязательные предметы с оценкой и поркой розгами, если не выучат таблицу умножения. А вот студенты кроме обязательных курсов уже могут сами выбирать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ предметы. Весь совеременный либерализм приводит к тому, что хирург уже не может оказать реанимационные мероприятия ("не проходил", недавний случай со смертью пациента на столе во время исправления носовой перегородки).
Мне приходилось нанимать работников на работу, связанную с ведением деловой переписки. В какой-то момент проклял всех на свете и написал в требованиях - "ХОРОШЕЕ ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА". В итоге присылали резюме с 14-ю вопиющими грамматическими ошибками на двух листах.
Вот она, ваша школьная свобода, выбор интересных предметов и развитие творческой личности.
По поводу общей грамотности -- снова рассуждения о том, какие в былое время все были начитанными и образованными, а сейчас два на два умножить на калькулятор не умеют. Кто тогда все эти люди в социальной сети Одноклассники с указанными в профилях годами рождения 1975 и ранее, совершающие чудовищные ошибки и репостящие совершеннейшую ересь про лечение грыжи цветами герани?
Может, дело в том, что вы переносите характеристики вашего ближнего окружения на всю социальную группу, а о молодёжи вы имеете представление только как работодатель?
Подробнее об этом: https://newtonew.com/news/demo-exam-2016
Ну так и приведите какой-нибудь исторический аргумент :) История как раз мой любимый предмет. Где там в истории дали детям свободу - они нашли сами себе самомотивацию - и сами стали учиться всему что нужно, но уже с интересом?