четверг, 17 марта 2016 г.

Кризисы обучения

 https://newtonew.com/discussions/motivation-in-blended-learning

Кризисы мотивации и смешанное обучение

Как сочетать преимущества формальной системы обучения и онлайн-технологий, чтобы вернуть мотивацию в наши классные комнаты.
Формальное обучение переживает кризис мотивации. Интернет и новые технологии сделали знания доступными, но не спасли учеников от апатии и потерянности в информационных джунглях.
Смогут ли передовые образовательные модели — такие как смешанное обучение — соответствовать современному миру, где внутренняя мотивация определяет всё, и сделать учеников активными создателями собственной жизни?
Эта статья — часть совместного проекта Московского международного салона образования и Newtonew, посвящённого наиболее актуальным проблемам современного образования. В 2016 году ММСО пройдёт с 13 по 16 апреля. Тема этого года — «Новая архитектура образования». Первый день работы ММСО будет посвящён обсуждению современных навыков, которые должны формироваться в школе, детском саду, вузах и в сфере дополнительного образования — какие они, как их оценивать и как конструировать новые учебные программы. Мы же перед открытием Салона публикуем серию материалов по мотивам тем Салона — чтобы вы были в курсе проблем и их решений.

Мы не знаем, чему нужно учить детей. Мы плохо представляем, как наши знания пригодятся им в будущем. Что же удивительного в том, что они воспринимают параграф из учебника или очередную теорию, преподнесённую на уроке, как тарелку супа, которую нужно проглотить, чтобы успокоить маму и заняться чем-то более интересным?
Даже те учителя, которые действительно стараются делать свою работу как можно лучше, жалуются на то, что у детей вечно не хватает мотивации.

«Они просто ничего не хотят делать», «умные, хорошие дети, но такие незаинтересованные» — такие реплики часто можно услышать от страдающих преподавателей.
Источник: tes.com
Но её отсутствие ничего не объясняет, а само нуждается в объяснении. Может быть, причина в том, что дети не понимают, зачем нужны те знания, которые мы им преподносим?
Рациональные обоснования «полезности» знаний тут не срабатывают: тщетно объяснять, что в супе есть аминокислоты, нужные для здоровья — все эти умные слова ребенок пропустит мимо ушей.
Вернее, мимо мозга: та его часть, что ответственна за планирование (моделирование ситуаций «что, если...»), оценку последствий и взвешенное принятие решений — префронтальная кора — полностью разовьётся у него только где-то ко времени окончания университета. А до этого намного важнее будет внутренний интерес и эмоциональная вовлечённость.
Это отчасти объясняет, почему в университете внешние стимулы работают эффективнее, чем в школе. Студенты, в отличие от школьников, относятся к учёбе почти как к работе: может быть, не очень приятной, но необходимой части жизни.

Один из российских авторов в статье о мотивации в высшей школе выделил 3 типа студентов: солдат, для которого учёба — тяжкая обязанность; курсант, для которого это залог престижной и высокооплачиваемой работы; и партизан, для которого учёба приносит удовлетворение сама по себе. Разумеется, третий тип — наименее распространённый.
Источник: kellscraft.com
Мотивация, как известно, бывает внешней и внутренней. Но на самом деле второй тип без первого не формируется: внутренняя потребность может появиться только благодаря внешним воздействиям. Вопрос в том, насколько «своей» эта потребность становится. Это зависит как от личности ученика, так и от способа обучения.
Ученик-«солдат» принимает свои обязанности как что-то, от чего можно относительно легко избавиться — как поменять военную форму на гражданскую. Если же интерес к знаниям — часть твоей личности, отказаться от него уже гораздо сложнее.
Разговор о мотивации связан с нашими представлениями о том, какой должна быть «нормальная» система образования. Вот первое из таких представлений:
Допущение №1
Получить образование — значит получить квалификацию или официальное подтверждение своих навыков в системе формального обучения.
Эта система, сформировавшаяся в индустриальную эпоху, уже давно «не в ладах» с современностью. Сегодня недостаточно обладать определённым набором знаний и компетенций — нужно уметь учиться, находить нужную информацию и использовать её в своих целях. Источников знаний теперь множество: школа и институт — только некоторые из них, даже не самые важные.
Традиционная система обучения была приспособлена для учеников-«солдат» — а именно они меньше всего мотивированы учиться. Люди — это существа, которые чувствуют настоящий интерес, только если контролируют свои действия.

Процитируем психолога Тимоти Питчила: «Если кто-то лишает нас чувства контроля, мотивация пропадает, и все усилия педагогов вызывают только реакцию "окей, через какой обруч ты заставишь меня прыгать на этот раз?"»
Источник: tessellationsblog.com
Внешние стимулы действуют только в том случае, когда есть чёткие правила; когда от ученика требуется самостоятельность и определённые умственные усилия, они перестают работать или дают отрицательный эффект.
Это наглядно показал эксперимент Дана Ариэли, экономиста из MIT. Он и его трое коллег  дали группе студентов несколько игр с разными заданиями. В каких-то играх требовалось воображение, каких-то — быстрая реакция или сосредоточенность. Студенты знали, что по итогам они могут получить вознаграждение одного из трёх видов — малое, среднее или крупное.
Если от студентов требовались только механические усилия, премии имели ожидаемый эффект: чем сумма выше, тем лучших результатов достигали студенты. Но как только задание требовало хотя бы элементарного умственного труда, более крупная премия вела к понижению продуктивности.
Впрочем, традиционные образовательные модели признают важность внутренней мотивации и постепенно меняются: деятельностный подход и самостоятельность учеников как участников образовательного процесса официально провозглашены на уровне ФГОС. Традиционную классно-урочную систему нельзя отвергать полностью: многие образовательные практики по-прежнему работают, нужно только приспособить их к новым реалиям.

Как интернет изменил всё и не поменял ничего

Интернет – ключевая черта новой эпохи, в которой мы оказались. Информация теперь доступна где и когда угодно. Возьмем для примера массовые онлайн-курсы (MOOC), которые вызвали столько энтузиазма несколько лет назад. Их часто читают лучшие преподаватели и разрабатывают самые престижные университеты, а прослушать их каждый может бесплатно и в удобное для него время.
Но энтузиазм довольно быстро стал утихать. Согласно исследованию Пенсильванского университета, проведённому в 2013 году, из всех зарегистрированных пользователей на ресурсе Coursera от 27 до 68% просмотрели хотя бы одну лекцию и всего от 2 до 14% прошли больше половины курса или весь курс.
Допущение №2
Сделайте образование доступным для всех, преподнесите знания в увлекательной форме, и тогда мотивация студентов возрастет, а мир вокруг изменится к лучшему.
Информация не вызывает интерес сама по себе: доступность и высокое качество образовательного контента не решают проблем с мотивацией.
В этом главная проблема всех моделей онлайн-обучения: люди — социальные существа, и для полноценного взаимодействия им нужно (хотя бы иногда) общаться лицом к лицу.

Известно, что только 7% информации передается вербально. Поэтому ученики, возможно, больше получают от того, как учитель ведёт себя в классе, а не от того, что он говорит.
Источник: imgur.com
Кроме того, чтобы пользоваться онлайн-источниками, ученики сначала должны научиться ориентироваться в информационном пространстве, отличать нужное и достоверное от вредного и сомнительного. Все эти критерии каждый вырабатывает для себя сам, но кто-то должен сначала направить нас в нужную сторону. И учитель может быть единственным человеком, способным это сделать.
Значит, без учителя и традиционных классных занятий нам всё равно не обойтись. Но их роль, видимо, должна принципиально измениться.

Всё хорошее (против всего плохого)

Смешанное обучение — образовательная модель, которая часто обсуждается в последние годы — сочетает в себе преимущества формальной системы и онлайн-обучения. Кажется, именно в ней можно найти разумное сочетание внешнего воздействия и личной инициативы без перекоса в ту или другую сторону.
В основе этой модели — 4 базовых принципа:
  1. Персонализация: ученик сам выбирает (по крайней мере отчасти) где, как и чему он будет учиться;
  2. Обучение, основанное на мастерстве: до перехода к новому материалу дети полностью овладеют нужными для этого знаниями;
  3. Среда высоких достижений: у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели;
  4. Личная ответственность: дети понимают, что они сами отвечают за выбор способа обучения и полученные результаты.
Наталья Андреева
руководитель центра смешанного обучения МГППУ, преподаватель ФПК
Даже самая минимальная реализация смешанного обучения поддерживает мотивацию за счет: 1) наличия свободы в онлайн-среде (возможность реализации собственных интересов, и как следствие — самоактуализация, развитие личной ответственности за учебные результаты); 2) групповой работы над практико-ориентированными задачами (что почти отсутствует в традиционной учебной системе).
Сочетание личного контакта с онлайн-технологиями и самостоятельностью ученика должно стать искрой для мотивации. Возможность самоопределения служит первоначальным стимулом, учитель в роли наставника направляет внимание в нужную сторону и предоставляет инструменты, необходимые для самостоятельной работы, а электронный доступ к информации обеспечивает огромным массивом данных, которые можно использовать в обучении.
Допущение №3
Предоставьте ученикам возможность самостоятельно определять траекторию, сроки и цели обучения, дайте им все необходимое и не стесняйтесь использовать онлайн-ресурсы — тогда образование станет гораздо более эффективным.
Но у многих преподавателей эта концепция вызывает скепсис. Кажется, что модель смешанного обучения подходит для учеников-«курсантов» и «партизанов», которые сами могут понять, чего они хотят от учёбы. Только вот далеко не все на это способны — даже в более позднем возрасте.
…уверен, что если я размещу часть своего курса онлайн, ученики просто пропустят её или пробегутся по верхам. Онлайн-обучение не воспринимаётся так серьёзно, как настоящие классные занятия.

Идея о самостоятельном назначении сроков тоже вызывает у меня сомнение. Есть учебная программа: к такому-то сроку дети должны освоить такой-то объём знаний. Могут быть вариации внутри самой программы, но если ученик сражается с концепциями из второй недели курса, в то время как большая часть класса находится уже на десятой, то здесь явно что-то пошло не так.
— Анонимный преподавательиз обсуждения на онлайн-курсе по смешанному обучению (Coursera)
Для успешной учёбы необязательно понимать, чему ты хочешь посвятить свою жизнь: достаточно знать хотя бы направление, в котором ты хочешь двигаться, ставить перед собой краткосрочные цели и следить за их выполнением.
Чтобы быть эффективной, модель смешанного обучения научить, как мотивировать самих себя. Пожалуй, это нужно сделать самой базовой частью системы образования, иначе всё остальное просто не будет работать.

В современном мире, где нет закреплённых социальных позиций со строго определёнными правами и обязанностями, без внутренней мотивации добиться хоть каких-то успехов, как ни бейся, просто не получится.
Источник: martinroemer.wordpress.com
Вот какие советы для поддержания внутренней мотивации учеников даёт преподавателям Йен Гилберт в своей книге «Essential Motivation in the Classroom»:
  1. Определите смысл и назначение того, что вы преподаёте.
  2. Сделайте постановку и выполнение задач основной моделью ваших занятий.
  3. Помогите ученикам самостоятельно ставить перед собой цели, соответствующие их интересам.
  4. Поощряйте высокие стандарты и культивируйте позитивные ожидания.
  5. Поздравляйте учеников с их собственным успехом, а не награждайте за выполнение заданий.
Самостоятельная постановка целей — базовый принцип смешанного обучения, который может вывести образовательную систему из мотивационного кризиса. Хороший принцип — с этим никто не спорит, — но как применить его на практике? Здесь возникают трудности, которые касаются как образовательной системы в целом, так и отдельных преподавателей.
Наталья Андреева
руководитель центра смешанного обучения МГППУ, преподаватель ФПК
Практическому применению смешанного обучения препятствует не только отсутствие подходящих учебных онлайн-сред, но и неготовность многих учителей перейти от трансляции и контроля к сотрудничеству, тьюторству и поддержке самостоятельной деятельности учащихся, а также к организации работы в малых группах над практико-ориентированными проектами.
Создатели новых образовательных моделей должны учитывать важность внутренней мотивации для успешного обучения. Бесполезно передавать инициативу в руки учеников, если они не сумеют ей воспользоваться.
Постановка целей, самостоятельное определение приоритетов — вот в чём основа правильной мотивации и системы образования, которая готова приблизиться к реальному миру и его потребностям. Без этого самые передовые технологии станут только напрасной тратой времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
15 марта 2016, 15:00

Комментарии 33

avatar
Андрей 16 марта в 14:31
Очень часто преподавание ведется на основе простого запоминания факта, события, явления, имени, даты, формулы, а не на осознании взаимосвязей, причин и механизма явления. По крайней мере доминирующим есть простое запоминание, а не осознание механизма. Простое зазубривание формул, дат, имен, фактов и т.д. имело смысл во времена затрудненного доступа к фактологической информации - надо было идти в библиотеку, рыться в учебниках, справочниках и т.д. поэтому необходимость такого зазубривания не вызывала психологического внутреннего отторжения.
Сегодня данную фактологическую информацию человек может получить практически мгновенно в любом месте своего нахождения (смартфон мобильный интернет) и не просто получить доступ к нужному учебнику, а при помощи поискового запроса получить сразу же нужную формулу, дату. имя, описание события или явления и т.д.
Поэтому запоминание простой фактологической информации сегодня вызывает сильное внутреннее отторжение как пустая и ненужная трата времени.
А вот то, что невозможно получить из интернета простым поисковым запросом так это понимание физики и химии процесса, взаимосвязь явлений, и самое главное НАВЫКИ ПРИМЕНЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ не для абстрактных случаев, а для того что нужно в реальной жизни данного человека, а на это система образования ориентирована как к явлению вторичного плана - сначала запомни и зазубри, а разбираться как оно работает и для чего оно нужно конкретно в твоей жизни потом будем... если вообще будем, а не "вот придет время и сам поймешь зачем оно надо".
Сегодня практически не возможно да и не нужно промотивировать учащегося на простое запоминание фактажа - учащемуся это не нужно и не интересно (интернет под рукой для этого есть).
Учащегося прежде всего интересует, а что ему с этим делать в реальной жизни, зачем ему будет нужно все это. Его может заинтересовать не зазубривание фактажа, а навыки использования в жизни, понимание процессов которые протекают при данном явлении и событии, чтобы на основании понимания данных процессов он смог предсказать или предположить, т. е ответить на вопрос "что будет если?" и "а как сделать чтобы было так?.
А вот на это академическая система образования и не ориентирована.
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg 16 марта в 14:33
Андрей, спасибо за такой развёрнутый комментарий, у Вас интересная позиция, с которой сложно не согласиться)
avatar
Андрей 16 марта в 15:28
Мария, спасибо за такую высокую оценку моего творчества :-) . Просто я к системе обучения тоже причастен (был начальником кафедры военного вуза).
Как дополнение-пример.
Подумайте над практически всенародно известным фактом "бития шведов под Полтавой": многие ли из тех учащихся, кто сможет назвать дату данного "бития" смогут пояснить "а какого лешего по пути из Швеции на Питер и Москву этих шведов занесло под Полтаву? Что они там делали? Они же не с украинскими казаками шли воевать, а с войсками Петра-І. Почему именно таким маршрутом они шли? Это ведь далеко не самый короткий путь. :-)
avatar
Наташа Котова Андрей 17 марта в 17:09
Чтобы понимать процессы, объяснять, искать причины и прогнозировать последствия, сформировать навыки и успешно применять их на практике, необходимо оперировать фактами в своей голове, Невозможно думать, если все знания лежат в интернете. Даже чтение литературы превратится в ад, если каждое имя, исторический факт, элементарный закон физики с которым с толкнешься в книге, не знаешь. Это приведет к отсутствию ассоциаций. Любой нормальный учитель понимает, что нужно учить мыслить и сталкивается с тем, что мыслить нечем. Худ. произведение не читали, таблицу умножения не знают, потому что если есть в интернете, то в голову загружать и не обязательно.
avatar
Андрей 16 марта в 15:57
Отсутствие мотивации есть также и проблемы с тем, что порой после окончания учебы устроится на работу проблематично. Но не только проблемы с отсутствием рабочих мест из-за упадка экономики страны тому причина - порой отсутствие возможности устроится на нормальную работу по профессии есть отсутствие навыков решения реальных задач по профессии на данном рабочем месте.... Знания предположим есть, ВУЗ натаскал на знания (формулы, факты, события, явления - наизусть шпарит), а вот реально с первого дня работы взять и начать решать задачи поставленные перед тобой начальством не может, навыков решения практически нужных для работы задач у него нет - в ВУЗе об этом даже и не вспоминали......
Да и что такое чистое знание сегодня? Сегодня это новость в науке и технике, а уже через год-два это уступает дорогу новому. Знания устаревают мгновенно - нужны не чистые знания, а базовые навыки решения задач по профессии с постоянным освоением новых.
Расписался я что то сегодня :-)
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg Андрей 16 марта в 20:18
Расписывайтесь чаще, нам очень интересно) Мы также писали на эту тему – https://newtonew.com/discussions/ot-chego-nuzhno-otkazatsja-v-shkole Сейчас Вы работаете в сфере образования? Возможно, было бы желание поделиться своим мнением в рамках отдельного материала?
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 01:47
каша какая-то. То, что пишут про "студентов" совершенно неприменимо для "учеников". Если дать ученику "персонализацию" ("ученик сам выбирает как и чему он будет учиться") - НИКТО не выберет математику или английский язык. Девочки выберут вышивание крестиком, мальчики - футбол. Никто никогда не знает, что НА САМОМ ДЕЛЕ ему будет нужно в реальной жизни.
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg Konstantin Shurygin 17 марта в 11:49
Константин, почему Вы думаете, что никто не выберет математику и английский?
avatar
Konstantin Shurygin Мария Титаренко 17 марта в 12:50
потому ,что я бы его не выбрал. Мои дети его не выбрали бы. Мои внуки это ненавидят. Математика и английский требуют усилий. Я в школе ненавидел "программирование" - у нас был такой факультативный но обязательный предмет. Это было сложно и непонятно. В итоге - всю сознательную жизнь проработал программистом и всем, что связано с Интернетом. В голову бы не пришло в жизни, что "программирование" когда-то пригодится в жизни.
avatar
Алиса Загрядская Санкт-Петербург Konstantin Shurygin 17 марта в 12:59
Усилия - это тоже приятно. Выполненные задания запускают механизмы вознаграждения у нас в мозгу. Например, читать книгу на английском и чувствовать, как с каждой страницей становится все легче - огромное удовольствие. Возможно, если дети находятся в атмосфере интереса к таким вещам, их механизмы вознаграждения будут срабатывать от математики и английского.
Я вот представить не могу, кто по доброй воле выберет вышивание крестиком или футбол - вне зависимости от пола :)
avatar
Konstantin Shurygin Konstantin Shurygin 17 марта в 13:00
неудачный у вас движок, грамматические ошибки нельзя подредактировать :(
avatar
Konstantin Shurygin Konstantin Shurygin 17 марта в 13:10
а уж то, что мне хоть когда-то в реальной жизни потребуется английский язык - не могли в дурном сне предвидеть ни я, ни родители. Он был абсолютно не нужен в школьное время. Он был абсолютно бесполезен в Университете. Он совершенно не требовался на работе. Реально он потребовался, когда мне было 34 года, и с тех пор нужен прктически ежедневно. Мог я это знать в школе? А что как потребовалась бы оптика или ботаника? Так мы и это в школе проходили.
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg Konstantin Shurygin 17 марта в 13:22
Константин, как Вы считаете, помешало ли бы Вам всю жизнь работать программистом пропуск этого факультатива? По поводу "потому что я бы его не выбрал". Я бы выбрала английский, так как был очень интересный и харизматичный учитель) И, я думаю, таких много. А по поводу усилий. В принципе, их требуют все школьные предметы.
avatar
Konstantin Shurygin Мария Титаренко 17 марта в 13:44
> помешало ли бы Вам всю жизнь работать программистом пропуск этого факультатива

На этом уроке я тупо списывал решения у соседей. Когда в МГУ у нас было программирование, я взял "простыню" из принтера с решением задачи в другой группе и пошел сдавать зачет. Ищенко посмотрел на мою задачу, на "простыню" и говорит - у вас же должен получиться положительный ответ, а тут отрицательный. Я - ой, сейчас всё будет - вышел в коридор, стер "минус" бритвой и пошел сдавать обратно. - Оо, это другое дело, зачёт!
Мне даже в МГУ в голову не приходило, что я буду программистом через каких-то пару лет. А вы про школьников ))))
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg Konstantin Shurygin 17 марта в 13:50
Константин, я рада, что у на такая развернутая дискуссия) Не думали ли Вы, что если бы вместо этого факультатива вы бы занимались интересными и полезными вещами для себя на тот момент вещами, то, возможно, это бы еще больше помогло Вам в будущем? ) И я говорю не о конкретных школьных предметах (вместо факультатива по программированию факультатив по истории, к примеру), а о более широких направлениях? Ну, предположим, игра в футбол, о который вы упомянули выше, тоже формирует важные навыки (напр., работа в команде)?
avatar
Konstantin Shurygin Мария Титаренко 17 марта в 14:03
> Не думали ли Вы, что если бы вместо этого факультатива вы бы занимались интересными и полезными вещами для себя на тот момент вещами, то, возможно, это бы еще больше помогло Вам в будущем? )

Думаю, что если бы не этот факультатив, я бы вообще в сторону программирования не смотрел в будущем, ни за какие деньги. А вот какой предмет был действительно необходим мне в будущем - это вексельное право и китайский язык. Но в школе-то я хотел стать танкистом :(
avatar
Konstantin Shurygin Мария Титаренко 17 марта в 13:38
мы не одиноки во Вселенной :) Вот единомышленники пишут: "Большинство подростков в этом возрасте хотят только с друзьями по улицам шататься и с девушками по подъездам обниматься. Поэтому и предметы они будут выбирать не по принципу «какой нужнее», а по принципу «какой легче» или «где учитель менее требовательный». В результате они и то, что сами выбрали, учить не будут. А потом локти будут кусать, когда выяснится, что после школы им одна дорога – в дворники. "
http://www.aif.ru/health/children/23836
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg Konstantin Shurygin 17 марта в 13:55
Мнения есть разные, и это прекрасно, что их много) Мы, например, недавно опрашивали школьников (анонимно, конечно) – https://newtonew.com/discussions/schoolchildren-about-life и у них тоже разные мнения о школе.
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 02:37
> Мы не знаем, чему нужно учить детей.

Вот немцы знали, чем нужно учить детей. В 1941 году в оккупированном Ржеве открыли 2 гимназии и преподавали детям алгебру, геометрию, географию, закон божий, немецкий язык, физику, историю. Цель открытия школ была - "борьба с безнадзорностью детей, приучение их к порядку и дисциплине". Чтобы не болтались без дела.
avatar
Мария Титаренко Sankt-Peterburg 17 марта в 11:51
Константин, ну, Вы же понимаете, что в истории можно найти события, которые будут служить аргументом или контраргументом практически к любому тезису)
avatar
Konstantin Shurygin Мария Титаренко 17 марта в 12:54
логика как раз совершенно понятная - дети до достижения трудоспособного возраста не должны болтаться без дела по улицам. Должны быть под надзором взрослых и привыкать к дисциплине. А уж чем они там будут заниматься - учить закон божий или маршировать на плацу, это неважно. Главное, чтобы требовались усилия.
avatar
Konstantin Shurygin Konstantin Shurygin 17 марта в 12:59
и в этом ракурсе спрашивать детей - "А вот чему бы ты хотел учиться?" бессмысленно. Практически из детей не хочет учиться, все хотят играть в футбол и салочки, кататься с горки и купаться в реке. Хотят ощутить детство полной грудью. Любая школа - это элемент воспитания и принуждения. И нечего тут комплексовать - детей надо учить, а не деморализовывать.
avatar
Konstantin Shurygin Konstantin Shurygin 17 марта в 13:04
Практически из детей... = Практически никто из детей...
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 13:28
> в университете внешние стимулы работают эффективнее, чем в школе. Студенты, в отличие от школьников, относятся к учёбе почти как к работе: может быть, не очень приятной, но необходимой части жизни

Не упомянута незначительная деталь - студенты уже сами проявили инициативу и выбрали профильный институт, и даже иногда платят за обучение. А школьников справедливо никто не спрашивает, хотят ли они учиться в школе. 99% - не хотят. А надо. Надо!
Для школьников - должны быть обязательные предметы с оценкой и поркой розгами, если не выучат таблицу умножения. А вот студенты кроме обязательных курсов уже могут сами выбирать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ предметы. Весь совеременный либерализм приводит к тому, что хирург уже не может оказать реанимационные мероприятия ("не проходил", недавний случай со смертью пациента на столе во время исправления носовой перегородки).
avatar
Konstantin Shurygin Konstantin Shurygin 17 марта в 13:30
оказать реанимационные мероприятия = провести реанимационные мероприятия. Опечатка, прошу прощения.
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 14:18
Мне приходилось нанимать работников на работу, связанную с наличными деньгами. Практически НИКТО - десятки и десятки претендентов - не могли устно посчитать элементарные тестовые упражнения на сложение и вычитание. В какой-то момент я подумал, что может все привыкли считать на калькуляторе, и разрешил пользоваться калькулятором - задание было сложить столбик цифр. Ошибки в ответах стали ещё более ужасные.
Мне приходилось нанимать работников на работу, связанную с ведением деловой переписки. В какой-то момент проклял всех на свете и написал в требованиях - "ХОРОШЕЕ ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА". В итоге присылали резюме с 14-ю вопиющими грамматическими ошибками на двух листах.
Вот она, ваша школьная свобода, выбор интересных предметов и развитие творческой личности.
avatar
Алиса Загрядская Санкт-Петербург Konstantin Shurygin 17 марта в 14:37
Разве специалисты, о которых идёт речь, выбирали интересные предметы в школе? Скорее всего, они как раз являются продуктом традиционной системы образования.
avatar
Konstantin Shurygin Алиса Загрядская 17 марта в 15:07
В "традиционной системе образования" - я под этим понимаю нормальную советскую школу - их бы заставили выучить таблицу умножения, решать задачи, да и писать грамотно. А то, что я наблюдаю - просто катастрофа. Вот дай таким ученикам еще и возможность выбирать предметы в школе - вообще будет ахтунг. Сейчас речь ведут о выборе предметов в СТАРШИХ классах, а у вас, как я понял, этим не ограничивается. Если ребенку предоставить свободу с рождения - он всю жизнь будет перемещаться на четвереньках и ходить под себя.
avatar
Люся Ширшова Санкт-Петербург Konstantin Shurygin 17 марта в 15:20
Константин, можно и дальше пойти: дай человеку свободу -- он вообще предпочтет не рождаться. Во младенчестве детей никто не заставляет учиться переворачивается, держать голову, наблюдать за окружением, совершать бесчисленные попытки первого шага. Возможно, степень жажды знаний зависит вовсе не от образовательной программы.
По поводу общей грамотности -- снова рассуждения о том, какие в былое время все были начитанными и образованными, а сейчас два на два умножить на калькулятор не умеют. Кто тогда все эти люди в социальной сети Одноклассники с указанными в профилях годами рождения 1975 и ранее, совершающие чудовищные ошибки и репостящие совершеннейшую ересь про лечение грыжи цветами герани?
Может, дело в том, что вы переносите характеристики вашего ближнего окружения на всю социальную группу, а о молодёжи вы имеете представление только как работодатель?
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 15:13
Попутно про ЕГЭ. Я как программист как-то раз написал несложный скрипт - взял опубликованные тесты по ЕГЭ и автоматически расставлял "ответы" с помощью датчика случайных чисел . В результате 10000 экспериментов - получается твердая "тройка" по всем предметам. В качестве "универсальных решений по ЕГЭ" могу продавать таблицу случайных чисел :) Вполне хватит, чтобы закончить российскую школу без знания русского языка и вообще любого предмета.
avatar
Алиса Загрядская Санкт-Петербург Konstantin Shurygin 17 марта в 15:33
Боюсь, что не выйдет, из ЕГЭ исключают задания, где нужно выбрать ответ наугад :)
Подробнее об этом: https://newtonew.com/news/demo-exam-2016
avatar
Konstantin Shurygin 17 марта в 15:28
> ну, Вы же понимаете, что в истории можно найти события, которые будут служить аргументом или контраргументом практически к любому тезису)

Ну так и приведите какой-нибудь исторический аргумент :) История как раз мой любимый предмет. Где там в истории дали детям свободу - они нашли сами себе самомотивацию - и сами стали учиться всему что нужно, но уже с интересом?
Робот Newtonew решил скрыть этот комментарий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий