среда, 23 марта 2016 г.

«Между религ и наук нет противоречий»

http://www.jewish.ru/tradition/actual/outlook/2016/03/news994333097.php?fb_action_ids=702790679860994&fb_action_types=og.comments

actual

Эдуард Шифрин: «Между религией и наукой нет никаких противоречий»


18.03.2016

Эдуард Шифрин предстал перед нами сразу в нескольких ипостасях. Он и крупный бизнесмен, фигурант списка Forbes, сделавший состояние на металлургических активах, и ученый, кандидат технических наук, написавший фундаментальный учебник по теории металлургических процессов, и известный филантроп, помогающий строительству синагог и поддерживающий существование еврейских общин на всем постсоветском пространстве. В последнее время Эдуард Шифрин всерьез изучает священные и каббалистические тексты. В интервью корреспонденту Jewish.ru он рассказал, как ему удается сочетать религию и науку, действительно ли мир был сотворен за шесть дней и что стоит за чудесами.

Эдуард Владимирович, попытки примирить науку с религией предпринимались уже не раз, обычно – безуспешно. К чему эта новая попытка креационизма?
Наука изучает откровения Б-жьи, выраженные в сотворении нашего мира и придания ему физических пространственно-временных законов. Религия основана на Б-жьем откровении, данном нам на горе Синай и в книгах пророков. Таким образом, и наука, и религия основаны на откровении единого Б-га. Отсюда следует вывод, что между религией и наукой даже теоретически никаких противоречий быть не может. А если таковые, как нам кажется, и существуют, то это означает, что наше знание либо неполное, либо неверное.
Возможно ли научное знание без религиозного? Да, возможно. Но такое знание является неполным. Наука не отвечает на целый ряд базовых вопросов: почему был создан наш мир, почему мы здесь, какова наша миссия в этом мире, как мы должны относиться друг к другу. Возможно ли религиозное знание без научного? Да, возможно. Но и оно будет неполным. В книге «Путеводитель растерянных» Маймонид предлагает следующий путь познания: сначала человек должен изучить логику, геометрию, арифметику, философию, естественные науки, и только потом начинать изучать святые книги. Это особенно актуально сегодня. В наши дни мудрец Торы, объясняя своим ученикам, как Всевышний устроил этот мир, должен уметь отвечать и на вопросы научного характера.
Явный пример этого нам даёт Тора. В главе «Берешит» сказано: «И назвал его Ноах, и сказал: “Этот принесёт нам утешение от трудов и работы рук наших на земле, которую проклял Б-г”». Речь идет о том, что Ноах, который был праведником, применил научные познания и, очевидно, изобрёл плуг и борону, чем значительно улучшил жизнь людей того поколения.
Из всего этого следует, что, изучая науку и святые книги, мы можем получить знания о Б-ге. Хочется подчеркнуть: не знания Б-га, а знания о Б-ге. Нам никогда не будет дано познать сущность Всевышнего. В Торе написано: «Б-г сказал: “Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли”». Однако Всевышний в мудрости своей дал нам огромное количество информации и инструментов, для того чтобы человек мог понять принципы устройства Творцом нашего мира.
Все-таки научное познание, будь оно университетским или академическим, сильно отличается от религиозного обучения…
В «Путеводителе растерянных» Маймонид описывает процесс познания следующим образом. Если мастер создал какое-то изделие, то сначала он его задумал с помощью своего интеллекта, а потом воплотил в реальность. Мастер знает предназначение каждой детали, каждого элемента этого изделия. Если мы будем смотреть на него, то сначала увидим внешнюю сторону, например, чем оно покрыто. Мы можем остановиться на этом, но если наш ум пытлив, мы будем продолжать изучать его и в конце концов поймём, как оно устроено. Но мы никогда не будем знать изделие так, как создавший его мастер.
Точно так же Всевышний создал этот мир, сначала имея план. Наука состоит из аксиом, на основании которых выводятся теоремы. Первым людям в виде аксиомы было дано то, что они видели вокруг себя: вода, земля, воздух и так далее. Однако, применяя свой интеллект, человек вглядывался в этот мир, находил скрытые причинно-следственные связи, выводил теоремы из аксиом, и в результате этого сегодня летают самолёты и ракеты, звонят телефоны, мы заглядываем в атом и устремляемся к границам Вселенной.
Всевышний дал нам Тору и послал нам пророков. И Тора, и пророчества являются для нас аксиомами, не требующими доказательств. Читая их, мы сначала понимаем внешний, простой смысл. Однако, применяя интеллект и углубляя знания, мы можем находить скрытые послания, более глубинные смыслы, обнаруживать причинно-следственные связи и в результате обрести понимание вещей, о которых в Торе и пророчествах прямо не написано. Например, что такое Б-жий свет и каково его предназначение, почему в мире есть зло и что такое свобода выбора, как работает Б-жественное провидение и происходят чудеса, что такое душа и интеллект и как они связаны между собой.

Получается, интеллект, а не вера – универсальный инструмент религии?
Всевышний дал нам инструмент для познания, – интеллект. В «Путеводителе растерянных», комментируя фразу из Торы о сотворении человека по образу и подобию Б-жьему, Маймонид постулирует, что главным нашим подобием Б-гу является наличие у нас интеллекта. Он объясняет это на примере того, что интеллект был уже у первого человека, благодаря которому он смог дать правильные имена животным. Это объяснение можно расширить. В своём комментарии к «Берешит» Нахмонид пишет: «После сотворения первоматерии в первое мгновение Всевышний больше ничего не творил. Он только формировал и преобразовывал, ибо из неё он извлёк всё существующее и в дальнейшем облачал в различные формы и преобразовал их». Точно так же и человек при помощи интеллекта может придавать материи новые формы и преобразовывать их.
Маймонид и ибн Эзра писали, что именно интеллект связывает человека с Всевышним, и, развивая свой интеллект, человек укрепляет свою связь с ним, и наоборот. Всем нам дан различный интеллектуальный потенциал. Альтер Ребе в книге «Тания» пишет: «Мудрость и понимание являются подарком Всевышнего». Также он пишет в Тании: «Б-г открывается каждому в соответствии с его интеллектом». Никто не знает, ограничен ли наш потенциальный интеллект. Моё мнение, что да, ограничен. Не все могут стать Эйнштейнами и не все могут стать мудрецами Торы. Но это не значит, что человек имеет право отказаться от своего интеллектуального развития. Мы должны идти этой дорогой, и где нам остановиться, решает Всевышний.
Самым ярким подтверждающим примером вышесказанного является история рабби Акивы. До сорока лет он был неграмотным пастухом и, очевидно, считал, что его интеллектуальный потенциал очень мал. Но увидев однажды, как капля воды точит камень, он решил учиться и стал великим мудрецом. Его интеллектуальный потенциал оказался огромен. Согласно каббале, именно интеллектуальные свойства нашей души, соответствующие сфирот хохма-бина-даат, являются реципиентами света Всевышнего.
И как с религиозной точки зрения можно понять физические законы, действия различных сил, законы электродинамики и многое другое?
Последний Любавический Ребе даёт такой комментарий на пассаж из главы «Ноах»: «На шестисотом году жизни Ноаха все источники великой бездны открылись, и открылись небеса». «Зогар» интерпретирует это следующим образом: «В шестом столетии шестого тысячелетия откроются источники небесной Б-жественной мудрости и откроются источники мудрости земной». Ребе объясняет: «Источник земной мудрости – это наше научное познание. Путём такой двойной революции, соединения научного познания и Б-жественной мудрости будет приближена эра Мошиаха». Таким образом, только обладающие знанием верующие люди смогут завершить Творение и сделать наш нижний мир домом для Б-га.
Что писали о знаниях наши мудрецы? В 14-м псалме написано: «Г-сподь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли разумеющий, есть ли ищущий Б-га». В 25-м псалме сказано: «Укажи мне, Г-сподь, пути Твои, научи меня стезям Твоим». В книге Экклезиаста, авторство которой в еврейской традиции связывают с царем Соломоном, написано: «Я обратил свой разум, чтобы искать и испытывать мудрость всего того, что происходит под небом – это грустная задача, которую Б-г дал сынам человеческим». Там же сказано: «Глаза мудреца в голове его, а глупец бредёт в темноте». Ибн Эзра комментирует: «Мудрый человек далеко видит путь впереди себя и идёт к цели самым прямым путём, в то время как глупец блуждает в темноте и идёт неведомо куда, потому что мудрый человек воспринимает реальность через свой интеллект – его видение широко. В то же время видение глупца ограниченно и узко». Суть размышлений Когелета, по-моему, заключается в следующем: хотя мудрость и знания «умножают печаль», только мудрый человек может преодолеть свои сомнения, исправить свои недостатки, помочь людям, указать правильный путь в жизни.

Ну, напрямую из священных текстов ведь никаких физических законов не выведешь…
Из изречений Экклезиаста мы можем сделать и чисто научные выводы. Например: «Что создал Всевышний, не убавить и не прибавить». Эта фраза указывает нам на фундаментальные законы сохранения материи и энергии. «Нет ничего нового под солнцем» – эта фраза говорит о фундаментальном принципе неизменности законов физики во времени, о том, что закон, приданный Всевышним при сотворении мира, неизменен.
Приведу сравнение: рассмотрим человека, который является верующим, выполняет заповеди, но по каким-то причинам не обладает знаниями. Это, безусловно, хороший человек. Его можно сравнить с хорошим спортсменом. В то же время верующего, соблюдающего заповеди и обладающего знаниями человека можно сравнить с хорошим тренером, который может подготовить тысячи спортсменов и тренеров. Пророк Йешаягу говорил: «Земля будет полна знанием Б-га, как воды покрывают океан». А пророк Йермеягу говорил: «Сказал Господь: “Пусть мудрый не хвалится мудростью своей, пусть сильный не хвалится силою своей, пусть богатый не хвалится богатством своим, а хвалятся пусть тем, что знают и понимают они Меня”».

Великий научный потоп?
В своей книге «Верования и мнения» Саадия Гаон задаётся вопросом: «Почему Всевышний создал человека, придав ему сомнения и неопределённость?» И отвечает на этот вопрос следующим образом: «Неопределённости и сомнения были приданы человеку по плану Творения, однако при помощи своего интеллекта с течением времени человек очищает свои знания до тех пор, пока сомнения и неопределённости не покинут его». Далее Саадия Гаон пишет: «Благодаря знаниям человек улучшает своё внутреннее состояние и внешнее поведение, улучшаются отношения между людьми, они обращаются к мудрости. Всё это становится возможным, когда сомнения и неопределённости удалены. Тогда знание Б-га распространяется повсюду». В той же книге Саадия Гаон пишет: «Иногда понимание реальности, которую мы наблюдаем, становится возможным только при помощи науки, которая подтверждает её для нас. В нашем изучении реальности мы должны будем обращаться ко многим наукам».
В «Путеводителе растерянных», комментируя пассаж из Торы, в котором Моше обращается к Всевышнему: «Господи, дай мне познать Твои пути, и обрету я милость в Твоих глазах», Маймонид делает вывод, что близость к Б-гу и обретение милости в глазах Б-жьих определяется прежде всего тем, как человек знает и понимает Всевышнего. Во втором томе «Путеводителя растерянных» Маймонид приводит следующую аллегорию: «Представим себе город, в центре которого стоит дворец, обнесённый стеной. Во дворце живёт правитель, и жители города хотят попасть во дворец. Однако некоторые не могут даже найти стену, некоторые доходят до стены, немногие попадают во внутренний двор и только избранные проходят во дворец». Согласно Маймониду, люди, не обладающие знаниями, подобны тем, кто не может даже найти стену.
В этой же книге, кстати, рассматривая один из важнейших вопросов иудаизма, как Всевышний управляет миром, Маймонид утверждает, что Б-жественное провидение тем больше следит за человеком, чем более развитыми знаниями и интеллектом он обладает. Рассуждая о важнейшем в иудаизме понятии любви к Всевышнему, Маймонид пишет, что суть любви к Б-гу заключается в желании понять и познать его. Эту же точку зрения разделяли основатели хасидизма.

Но ведь так было не всегда. Научное знание пришло в еврейскую среду всего полтора столетия назад на волне движения «Аскалы», движения еврейского просвещения, к которому большинство раввинов что того, что нынешнего времени относятся неодобрительно.
В процессе своего развития пути иудаизма и науки сходились и расходились. На протяжении почти двух тысячелетий единственными господствующими научными теориями в цивилизованном мире были философии Платона и Аристотеля, геометрия Эвклида, система Птолемея и астрология. Впервые попытки совместить иудаизм и философию и представить иудаизм как веру, основанную на рациональном мышлении, были предприняты вавилонскими гаонами, самым ярким представителем которых является Саадия Гаон. В книге «Верования и мнения», о которой я уже упоминал, он провозглашает принцип рационального мышления, философского научного подхода с целью приобрести знания о Б-ге. С закатом вавилонских общин рационалистическая традиция была блестяще продолжена испанскими евреями, такими как Иегуда а-Леви (автор Сефер-Кузари), Маймонид, Нахмонид, ибн Эзра. Они обладали почти полным доступным в то время научным знанием мира. Кульминацией этой традиции является великий труд Маймонида «Путеводитель растерянных», в котором Моисеев закон объясняется и комментируется как с позиции Торы, так и с позиции греческой и арабской философий.
К сожалению, после катастрофы испанского еврейства пути иудаизма и науки разошлись, комментирование открытий прекратилось. В последующие века в иудаизме начал превалировать мистицизм. Многие часто противопоставляют мистицизм рационализму. На мой взгляд, это неправильно. Они являются неразрывными частями иудаизма. Даже в своем мистицизме иудаизм оказался невероятно научен, породив массу глубоких и невероятно точно описывающих наш мир идей и трудов. Например, каббалистическое учение великого Аризаля о цимцуме, великом разжатии, когда Г-сподь при Сотворении мира путем фундаментальных преобразований перевел энергию в материю, во многом совпадает с современными научными представлениями о Большом взрыве. Но во времена развития мистицизма уровень научных знаний того времени был недостаточен для его объяснения, теперь же, благодаря бурному развитию науки, особенно – квантовой физики, многие положения мистицизма могут быть объяснены. Что я и попытаюсь сделать в последующих статьях и беседах.
Однако сейчас, в XX-XXI веках, ситуация в корне изменилась. Бурное развитие науки привело к тому, что сегодня она составляет значительную часть нашей жизни, и больше отворачиваться от неё религия не может. Об этом говорил последний Любавический Ребе, который обладал блестящим научным образованием. Рассуждая о необходимости совмещения науки и религии, он предостерегал нас от упрощенческого подхода, отмечая, что в то время как религия является абсолютной истиной, наука является истиной в какой-то части относительной, и применять её для религиозных комментариев мы должны выверено и осторожно. При этом он отмечал, что наука позволит нам открыть новые смыслы в Торе и взглянуть на содержание священных текстов под другим углом.
Можете привести примеры научного подхода к комментированию священных текстов?
– В книге «Путеводитель растерянных» Маймонид пишет, что Всевышний взаимодействует с нашим миром через ангелов. В подтверждение этому постулату он приводит сон нашего праотца Иакова, в котором тот увидел лестницу, что стояла основанием на земле и уходила в небо. По ней спускались и поднимались ангелы, а над ней был Всевышний. Таким же образом комментируют сон Иакова Рамбан и ибн Эзра. В «Берешит Раба» рабби Берехия говорил, что ангелов было четыре: двое спускались, двое поднимались. Далее Маймонид пишет, что все силы – это ангелы, и их четыре. Сегодня мы знаем из науки, что в природе существует четыре силы: гравитация, электромагнитная, сильная и слабая ядерные. Маймонид пишет, что ангелы – это мессенджеры. Из квантовой механики мы знаем, что силы действуют посредством обмена информацией, которая передаётся бозонами, глюонами, фотонами и, возможно, гравитонами. Наши мудрецы говорили: «Один ангел выполняет одну миссию». Сегодня мы знаем, что каждая сила отвечает только за одно взаимодействие, две силы не отвечают за одно взаимодействие.
Таких примеров можно привести множество, я постараюсь отразить их в своих статьях и беседах, но уже сейчас можно высказать несколько общих положений. Как я уже упоминал выше, в Торе есть такие слова: «Мои пути – не ваши пути, Мои мысли – не ваши мысли». Есть огромное количество комментариев на эту фразу. С научной точки зрения, один из возможных комментариев следующий: мы живём в конечном мире, и, в отличие от Всевышнего, наш ограниченный разум не может оперировать понятием бесконечного. В
XX веке во многих научных уравнениях стали появляться знаки бесконечности. Так, например, Эйнштейн показал, что масса тела, которая стремится к скорости света, стремится к бесконечности. В чёрной дыре плотность вещества и гравитационная сила стремятся к бесконечности. С точки зрения науки, появление бесконечности в формуле означает, что законы физики и математики прекращают действовать. С точки зрения религии, мы можем интерпретировать это так, что по некоторым направлениям научная мысль уже достигает границ своего понимания, для преодоления которых потребуются новые подходы.
Ещё один важный пример – свет. Мы знаем, что свет является одной из центральных концепций иудаизма. Изучая каббалу, мы придем к интересному выводу, что Всевышний сотворил свет, а все остальное является его производной. Сфирот, их оболочки и внутренняя сущность сотворены из света. Духовные миры и наш физически мир сотворены их десяти сфирот и 22 букв священного алфавита. Буквам соответствуют звуки, которым в свою очередь соответствует энергия света в виде частотных гармоник. Но до начала ХХ века мы знали о физическом свете очень мало. Только в ХХ веке мы узнали, что свет – это не материя, потому что фотоны не имеют массы, что скорость света – это абсолютный предел скорости любых частиц нашего мира. Узнали, что, когда тело движется со скоростью света, то останавливается время, а соотношение энергии и материи определяется тоже скоростью света. Свет одновременно заключает в себе материю и антиматерию. Этот подход позволяет нам по-другому взглянуть на идеи Торы и каббалы.
В отдельности стоит остановиться на идеях квантовой физики. Мне кажется, что при помощи квантовой теории можно попытаться объяснить идеи каббалы о Сотворении мира, прокомментировать Шесть дней творения, как они описаны в книге «Берешит», а также объяснить различные состояния нашего сознания и интеллекта, основываясь на примерах из Торы. В последующих статьях и беседах я предприму попытку это сделать.

А зачем вам всё это нужно?
– Научный подход к Торе имеет право на существование, и он необходим. Исповедуя его, можно открыть новые смыслы Торы, приобрести много новых идей. Не менее важно и обратное: в мессианскую эру все люди должны прийти к Всевышнему, но мы знаем, что у каждого своя дорога. Кто-то верит без доказательств, кому-то, наоборот, нужны доказательства. Сегодня огромное количество людей, вовлечённых в материальный мир, к сожалению, не являются верующими, поскольку считают, что наука опровергает религию и священные книги, таким был в свое время и я. Поэтому, исповедуя научный подход и соединяя науку и религию, можно выполнить величайшую заповедь: привести огромное количество людей к Б-гу и тем самым ускорить приближение эры Мошиаха.
С огромной благодарностью Главному раввину России Берлу Лазару и Президенту ФЕОР Александру Бороде.



Комментариев нет:

Отправить комментарий